Жадность - слово интуитивно понятное, но при просьбе дать определение большинство людей несколько теряется. Ведь жадным можно назвать и скупого человека, и шопоголика, и барахольщика…
Для того, чтобы понять, о чем мы собираемся говорить (а без этого никакое полезное обсуждение невозможно), обратимся, как это уже приходилось делать, к животным.
Например, к хомяку. Для того, чтобы выжить, надо делать запасы. Эта деятельность состоит из нескольких компонентов: приволочь богатство, накопить богатство и защитить богатство.
Этот алгоритм встроен в мозги всех видов, которые в состоянии делать запасы, включая человека.
Для того, чтобы приволочь, у хомяка есть защечные мешки, в которые может влезть огромное количество вкусняшек. Для сохранения у него есть гнездо, у него, и у некоторых других животных в норе есть специальная кладовка, а то и не одна, в которой, руководствуясь особенно сложным инстинктом, можно поддерживать оптимальные условия хранения. Ну, защитить — это защитить. Не тратить попусту, и никому не отдавать.
Был у меня один приятель - большой любитель животных, и жил у него хомяк. У хомяка был огромный стеклянный дом с лабиринтом и множеством комнаток. Хомяк был домовитый и с умом обустроил свое жилище. Была у него и спаленка, и столовая, и, в самом центре лабиринта — кладовка, где хомяк хранил про запас самые лакомые кусочки.
Однажды хозяину хомяка показалось, что хомяк загрустил, и решил он прикупить ему подружку.
Купил. Привез домой. Вызвал хомяка из домика и поставил перед ним подружку...
На мордашке хомяка отобразился ужас. Он подпрыгнул и с пронзительным воплем помчался обратно в домик - прямиком к кладовке. Успокоился только тогда, когда накрыл припасы своим телом.
©перто в сети
В норме этот инстинкт у человека развит в степени, достаточной для того, чтобы владеть адекватным количеством запасов. Скажем, у большинства из нас есть холодильник, в котором всегда найдется, что съесть, или хотя бы приготовить, что съесть. Однако бывают и отклонения от нормы. Просто для примера: если у кого-то из вас еще живы родственники, пережившие войну, то, скорее всего, у них есть забавная (для нас) особенность — они запасают консервы, крупы, масло и другие долго хранящиеся продукты. Это следствие травматической актуализации обсуждаемого инстинкта — голода и чувства неуверенности в будущем, случившихся во время войны. Другие люди, которым, по разным причинам, приходилось скитаться — напротив, запасов не делают, а любую еду стремятся употребить на месте, потому что неизвестно, удастся ли ее удержать в поле зрения сколько-нибудь продолжительное время.
Разумеется, человеческие ресурсы не сводятся к пище, и желание оставить что-то «на черный день» может касаться чего угодно.
Мне рассказывали о творческом человеке, который, в советские времена, когда не существовало круглосуточных магазинов, и купить что-то можно было только в течение рабочего дня, покупал сигареты блоками, несколько пачек немедленно распечатывал, и горстями разбрасывал их по комнате, не глядя. Это делалось для того, чтобы, во-первых, можно было взять сигарету из любого положения, без необходимости тянуться к пачке, а во-вторых, чтобы, когда сигареты кончаются, можно было найти еще одну, если хорошенько поискать. Чем больше хочется курить — тем более тщательными могут быть поиски, вплоть до поднимания диванов и отодвигания шкафов.
Но это относительно безобидные, даже занятные варианты реализации инстинкта запасливости. Есть и менее привлекательные.
С каждым годом притворялись окна в его доме, наконец остались только два, из которых одно, как уже видел читатель, было заклеено бумагою; с каждым годом уходили из вида, более и более, главные части хозяйства, и мелкий взгляд его обращался к бумажкам и перышкам, которые он собирал в своей комнате; неуступчивее становился он к покупщикам, которые приезжали забирать у него хозяйственные произведения, покупщики торговались, торговались и наконец бросили его вовсе, сказавши, что это бес, а не человек; сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было ее рубить, к сукнам, к холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль. Он уже позабывал сам, сколько у него было чего, и помнил только, в каком месте стоял у него в шкапу графинчик с остатком какой-нибудь настойки, на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом ее не выпил, да где лежало перышко или сургучик. А между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему: столько же оброку должен был принесть мужик, таким же приносом орехов обложена была всякая баба, столько же поставов холста должна была наткать ткачиха, — всё это сваливалось в кладовые, и всё становилось гниль и прореха, и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве.
©Н.В.Гоголь «Мертвые души»
Тут есть дублон старинный.... вот он. Нынче
Вдова мне отдала его, но прежде
С тремя детьми полдня перед окном
Она стояла на коленях воя.
Шел дождь, и перестал, и вновь пошел,
Притворщица не трогалась; я мог бы
Ее прогнать, но что-то мне шептало,
Что мужнин долг она мне принесла
И не захочет завтра быть в тюрьме.
А этот? этот мне принес Тибо —
Где было взять ему, ленивцу, плуту?
Украл, конечно; или, может быть,
Там на большой дороге, ночью, в роще...
Да! если бы все слезы, кровь и пот,
Пролитые за все, что здесь хранится,
Из недр земных все выступили вдруг,
То был бы вновь потоп — я захлебнулся б
В моих подвалах верных.
©А.С.Пушкин «Скупой рыцарь»
Гарпагон. Ступай на улицу, там жди. Прочь из дому! Торчишь, как пень, и все глазами шаришь, выглядываешь, чем бы поживиться! Не хочу, чтоб в мои дела совали нос, выслеживали, где и что лежит. Вон как глаза-то бегают, по всем углам шныряют, нельзя ли чего стянуть!
Лафлеш. Черта с два, что у вас стянуть-то! Все на запоре, вы день и ночь все стережете.
Гарпагон. Моя воля - запереть, моя воля - стеречь. Ты что мне за указчик? Мало ли мошенников подсматривают, вынюхивают по чужим домам! (В сторону.) Ох, боюсь, проведал он про деньги! (Громко.) Ты, поди, уж сплетни распустил, что у меня деньги припрятаны?
Лафлеш. У вас припрятаны?
Гарпагон. Врешь, бездельник, я этого не говорил! (Вполголоса.) Вот черт! (Громко.) Я спрашиваю, не распустил ли ты зловредных слухов, что у меня много денег?
Лафлеш. А мне-то что? Много или мало, есть ли, нет ли, нам все едино.
Гарпагон (замахивается на него). Не рассуждай! Вот надеру за это уши! Прочь отсюда, говорю!
Лафлеш. Ну, и уйду!
Гарпагон. Стой, погоди!.. А что унес с собой?
Лафлеш. Что мне унести?
Гарпагон. Иди-ка сюда. Покажи руки.
Лафлеш. Вот, глядите, руки.
Гарпагон. Теперь другие покажи.
Лафлеш. Другие?
Гарпагон. Да.
Лафлеш. Глядите.
Гарпагон (указывает на карманы Лафлеша). Ничего туда не положил?
Лафлеш. Смотрите сами.
Гарпагон (ощупывает карманы Лафлеша). Ну глубоки, ну широки карманы! Сюда сколько хочешь запрячешь воровской добычи. За такие карманы судить бы надо, на виселицу вздернуть.
©Ж.-Б. Мольер «Скупой»
Да, собственно, жадность, доходящая до степени, когда она теряет смысл и пользу, всегда ненавиделась и высмеивалась. А знаете, почему? Потому что способность делиться с другими (не с членами семьи) — очень новая, социальная способность, свойственная, кроме человека, только другим высшим стайным животным, да и то не всем. И, подобно другим новым социальным инстинктам, щедрость позиционируется, как добродетель, и воспевается соответственно. Впрочем, немотивированно щедрым людям, бывает, живется достаточно тяжко, ибо желающих получить что-то даром — полно, а благодарных среди них — мало.
Наверное, пора привести понятие жадности к какой-то понятной и удобной системе, пригодной для получения выводов и рекомендаций. Если свести обладание какими-то ресурсами к взаимодействию функций ввода, хранения и вывода, то жадностей бывает всего три вида:
1. Жадность ввода («Глаза завидущие, а руки загребущие») - случай, когда любой доступный ресурс хочется получить в свое владение. На этом поле произрастает шопоголизм, стяжательство, клептомания. Характерный признак — приобретение чего-то ненужно, излишнего, избыточного, непригодного к разумному употреблению.
2. Жадность хранения («Чтоб было») - когда целью, триггером, удовлетворяющим инстинкт запасливости, является восприятие богатств или осознание обладания ими. В мультиках это обычно иллюстрируется сценами купания в деньгах. Характерный признак — аутодемонстративные формы владения.
3. Жадность вывода («Жаба») - когда расходование ресурса вызывает дискомфорт. Характерный признак — наличие хлама, старых и неисправных предметов, либо пусть новых, но неприменимых в нормальных условиях. Анекдот: «После смерти одного старого еврея, в числе прочих вещей обнаружили коробочку с надписью «Маленькие веревочки, непригодные к употреблению».
Интересно, что все три пусковых механизма приводят примерно к одним и тем же внешним результатам, более того, некоторые другие невротические структуры (например, стремление к материальным признакам успеха) тоже имеют сходные проявления. Отдифференцировать причины можно либо по косвенным признакам, либо с помощью (само)анализа.
Теперь самое интересное: что с этим делать. Делать, как обычно — контроль, минимизация вреда, максимизация пользы. Главным образом, второе, потому что негативные коннотации жадности мешают пользоваться этим свойством по назначению — обеспечение счастливого будущего.
1. Жадность ввода.
Минимизация вреда:
Чтобы не тащить в кладовку все, что подвернется, надо каждый раз, когда возникает такое желание, задавать себе следующие вопросы:
Как я собираюсь этим пользоваться?
Как часто я собираюсь этим пользоваться?
Как долго я собираюсь этим пользоваться?
Какие более простые варианты доступны для этих целей?
Насколько ликвидно это приобретение?
Ответ «пригодится» отметается, как бессмысленный.
Несколько раз в жизни мне приходилось обдумывать покупку автомобиля. Каждый раз, по размышлении и после подсчетов выяснялось, что использование такси мне обойдется дешевле собственного выезда, как в материальном исчислении, так и по вложениям сил на обслуживание моих запросов.
Максимизация пользы:
Деятельность, сопряженная с поиском и приобретением «чего-нибудь интересного» - не такая уж большая редкость. Одно время я даже платил такому человеку за то, чтобы он находил предметы, наилучшим образом удовлетворяющие моим запросам, за минимальную цену. Надо сказать, он делал это замечательным образом, и я получал за весьма небольшие деньги, включая оплату его труда, поистине замечательные покупки. Если не говорить о подобных индивидуальных заказах, то работа антиквара, галерейщика, просто товароведа в магазине, вполне может удовлетворить жажду накопления. Вы подумайте: вы выискиваете, что бы такого купить или выменять, а вам еще за это и платят!
2. Жадность хранения.
Минимизация вреда
Для устранения завалов дома или на даче исчислите стоимость квадратного метра вашего склада. Сколько бы это ни было, если вы — барахольщик, вам не понравится. Квадратный метр должен удовлетворять ваши потребности, в первую очередь те, без которых обойтись нельзя. Два квадратных метра у вас уходит на возможность спать в мягкой постели. Квадратный метр - на возможность сидеть в кресле с книжкой. Пара-другая метров — на комфортную работу с компьютером. И так далее.
Есть простое правило: если вы не пользовались вещью год — она вам не нужна. Нет, существуют, конечно, памятные предметы: бабушкина тарелка, ваша первая гитара, и тому подобное. Решите, какую площадь (держите в голове цену) вы готовы отвести под сентиментальность и эстетику.
Не забывайте, что возможность ходить, не спотыкаясь и не запинаясь об углы, тоже чего-то стоит.
Максимизация пользы:
Работа зав.складом или хотя бы кладовщиком — то, что вас порадует. Не надо кривить нос. Вы представляете себе ценность, красоту и оборудование склада большой IT-шной фирмы? Музея? Никакие накопления всякой всячины дома не дадут вам такой радости от содержания в порядке такого количества действительно ценных вещей на работе, не говоря уже о востребованности бережливого и аккуратного работника.
Коллекционирование чего-нибудь небольшого по размерам может вас обогатить. Почтовые марки и монеты не дешевеют со временем, а прямо наоборот. Другое дело, что защищенность (сохранность) таких коллекций не стопроцентна, и надо отдавать себе отчет в риске потерять все в результате стихийного бедствия или кражи. Ну и, конечно, ликвидность таких коллекций несравнима с ценными бумагами или банковскими чеками.
3. Жадность вывода.
Минимизация вреда:
Во-первых, такая же, как в предыдущем случае. Во-вторых, ценность предмета должна быть используема. Если вы завели что-то ценное, и так и не использовали до самой смерти, то вы ПОТЕРЯЛИ этот предмет и то, что вложили в его приобретение. Должна быть ротация.
Отец рассказал такую историю:
Был у него в где-то в 70-е приятель в Москве по кличке Дуралей. Он просыпался с утра без копейки денег и с жуткого похмела. Шел к телефону-автомату и просил двушку на позвонить. Набирал так пять копеек и покупал какой-нибудь советский значок в "Союзпечати". Потом у "Метрополя" менял у иностранца значок на ручку, ручку продавал рубля за три и покупал матрешку. Матрешку менял у "Интуриста" опять же у гражданина из кап. страны на джинсы…
В общем, к вечеру у него набиралось триста рублей, которые он благополучно пропивал со всеми желающими в ресторанах. А утром просыпался без копейки денег и с жуткого похмела. Так он прожил несколько лет…
А Дуралеем его прозвали за то, что у него всегда с собой была купленная справка о том, что он инвалид умственного труда. Он ее ГБ-шникам и ментам предъявлял.
©перто в сети
Подумайте, как бы Дуралей жил, если бы остановился на значке за пять копеек, не в силах с ним расстаться?
Даже если вы дарите какой-то предмет, то тем самым вы вкладываетесь в хорошее к вам отношение. По Павлову и Дурову. А это, между прочим, очень выгодное вложение.
Знаю я одного психолога, который при начале знакомства каждый раз появляется с каким-нибудь сувениром. Через некоторое время он, таким образом, при помощи учений Павлова и Дурова вырабатывает мнение о себе как о приятном и хорошем человеке, даже при недостатке подтверждений тому. Далее можно подарочки делать прекратить, мнение уже сформировано. К чести его надо сказать, что и без сувениров он сам по себе действительно приятный и интересный человек.
Максимизация пользы:
Это, наверное, сложный случай. Мне, по крайней мере, сходу не удается придумать род деятельности, требующий защищать телом хомячью кладовку. Системы сигнализации, разве что… Сейфы… Но это все равно не очень близко.
Не стану я выжимать из себя рекомендации, в которых не уверен, если вдруг кому-нибудь что-нибудь в голову придет - сообщите, допишу.
Итак, лишний раз напомню, что суть темной стороны силы — в контроле и использовании того, что дала нам природа. Жадность, если она используется разумно, как и все остальные «пороки», может принести много пользы и радости, и не только вам.