Наглость, говорят, второе счастье. Может быть, оно было бы так, если бы наглецы не вызывали негодования, раздражения, злости – одним словом, протеста и противостояния.
Нет, бывают, конечно, очаровательные наглецы, капитан Джек Воробей, например. Но его антагонист в фильме, Джеймс Норрингтон – наглец противный. То есть, чтобы завоевать симпатии, наглость не есть качество ни достаточное, ни даже необходимое.
Как-то мой старший завел кота и кошку. Кошка оказалась неимоверно наглая и нахальная, на нее можно было ругаться любыми словами, она спокойно продолжала таскать куски, совершенно не реагируя на возмущение окружающих. Вместо развития и развязки приведу диалог между сыном и ветеринаром, когда сын понес животных прививать:
- Как зовут кота?
- Кот.
- А кошку?
- Никак, она глухая.
Вы поняли, да? Кошка вовсе не игнорировала вопли и протесты обиженных людей, она их просто не слышала.
И сразу цитата из Конрада Лоренца, которую я уже приводил в другой статье:
«…опыт, который провел однажды на речных гольянах Эрих фон Хольст. Он удалил одной-единственной рыбе этого вида передний мозг, отвечающий – по крайней мере у этих рыб – за все реакции стайного объединения. Гольян без переднего мозга выглядит, ест и плавает, как нормальный; единственный отличающий его поведенческий признак состоит в том, что ему безразлично, если никто из товарищей не следует за ним, когда он выплывает из стаи. Таким образом, у него отсутствует нерешительная "оглядка" нормальной рыбы, которая, даже если очень интенсивно плывет в каком-либо направлении, уже с самых первых движений обращает внимание на товарищей по стае: плывут ли за ней и сколько их, плывущих следом. Гольяну без переднего мозга это было совершенно безразлично; если он видел корм или по какой-то другой причине хотел куда-то, он решительно плыл туда – и, представьте себе, вся стая плыла следом. Искалеченное животное как раз из-за своего дефекта стало несомненным лидером».
Теперь зайду с другой стороны. Занимались мы позициями восприятия. Позиция восприятия – это точка, с которой человек видит ситуацию. Вот я лучше цитату:
Один из аспектов восприятия личностью ситуации в практической психологии описывается понятием «позиция восприятия».
Основных, классических, позиций пять:
0. Нулевая позиция.
Эта позиция исторически была добавлена после первых (отсюда номер) и обозначает их отсутствие. Нулевая позиция состоит в шаблонной реакции, подчинении внешним силам, требованиям, стандартам, традициям, собственным привычкам и социальным стереотипам.
1. Первая позиция.
Ориентирование на собственные, персональные интересы, инициативы, потребности, желания.
2. Вторая позиция.
Понимание и учет интересов, потребностей и желаний собеседника, партнера,
3. Третья позиция.
Отстраненный взгляд «со стороны», оценивающий ситуацию максимально объективно и беспристрастно.
4. Четвертая позиция.
Суммирование предыдущих подходов, системный взгляд. Эта позиция, как синтетическая, редко используется в анализе.
В процессе валидизации теста было обнаружено расщепление распределений по шкалам I и II позиций. Анализ показал, что вопросы, влияющие на расщепление, делятся на две категории: в первую входят собственно I и II позиции как умения, навыки и способности, а во вторую – неконтролируемая подверженность влиянию собственных желаний и воздействию партнера соответственно.
Эти дополнительные шкалы были названы п1 и п2.
5. Пассивная первая позиция.
Неконтролируемая зависимость от собственных, персональных интересов, потребностей, желаний, психологическая необходимость ставить их первым приоритетом.
6. Вторая позиция.
Неконтролируемая зависимость от интересов, потребностей и желаний собеседника, партнера, подверженность внешнему влиянию.
Таким образом результирующий набор шкал разделился на две триады:
Шкалы I, II и III как активные, контролируемые умения, способности, навыки и
Шкалы О, п1 и п2 как неконтролируемые пассивные зависимости.
А теперь прикинем, как выглядит поведение человека с низкими показателями по позициям II и п2. Он ориентируется на собственные нужды, он в состоянии оценивать общую ситуацию, но не понимает, не воспринимает нужды и потребности окружающих. Он глух к ним. ГЛУХ. Как та кошка. Он не замечает, что он кому-то мешает, не в состоянии учесть недовольство окружающих, и, хотя и лишен мешающей ложной стеснительности, обусловленной высоким уровнем пассивной второй позиции, но увы, нарывается, как уже было сказано, на недовольство окружающих, что, сами понимаете, мешает ему строить планы и управлять ситуацией.
Да, быть наглым иногда очень удобно, но иногда и совсем напротив. Скажем, глухая кошка получает по морде гораздо чаще, чем если бы она слышала, что ей кричат. Также и неумение отстраниться от других людей и сконцентрироваться на собственных надобностях тоже может привести к неприятностям.
Одним словом, во всех случаях имеет смысл подавлять пассивную вторую позицию и развивать активную вторую. Вообще активные позиции полезно развивать, а пассивные – подавлять. Путь темной стороны силы – контроль и осознанность.
Если вам случилось быть наглым, то ваше дело – научиться быть не только и не всегда наглым. Если же вы – человек стеснительный, то вам надо научиться наглости. Несмотря на кажущуюся антагонистичность, эти направления работы над собой концептуально различны.
Работа против наглости – тренировка концентрации внимания на окружающих, обучение чтению эмоций с лиц, интонаций и пластики, и одновременно постоянный контроль того, что необременительного можно сделать для пользы и удовольствия соседа справа/слева.
Если ваше внимание вообще неразвито, то работа будет трудной. Все наверняка встречали людей, которые идут в толпе, толкаясь, бросают мусор под ноги, лезут без очереди и так далее. Это не обязательно потому, что они игнорируют неудобства других. Это часто бывает просто от слабого внимания. Очень трудно такому человеку следить за перемещениями соседей, выискивать глазами урну… Вот съел мороженое, в руке оказалась бумажка, она мешает, не нужна, фокус внимания потерялся – бумажка выпала… Впрочем, людям с настолько неразвитым вниманием (и обычно интеллектом) к этому моменту, наверное, уже наскучило чтение статьи, если у них вообще хватило ума ее открыть. Поэтому не буду о них совсем.
Итак, начиная с простых упражнений по концентрации внимания, мы постепенно переносим это внимание на людей, стараясь держать в его круге вначале хотя бы двух-трех ближайших соседей, а затем расширяя область внимания все дальше и дальше. Тренеры, ведущие, ораторы, актеры в состоянии удерживать во время работы в фокусе человек 50-60 одновременно, и не видят в этом ничего необычного.
Второе, что необходимо – научиться понимаю, какие чувства и переживания как отражаются на поведении и речи. Это не очень просто, но и не очень сложно. Существуют тренинги на эту тему, очень помогают актерские студии, и даже внимательный просмотр хороших фильмов с фиксацией на игре актеров может дать довольно много. Для последнего порекомендую голливудские фильмы, в которых, несмотря на зачастую убогие сюжеты, шаблонную работу оператора и художника, небрежную режиссуру, актерская игра обычно довольно хороша и пригодна для изучения. Европейский кинематограф тоже хорош, но от 99,9% отечественных фильмов следует отказаться.
Третье – постоянный анализ того, что имеет смысл сделать для себя, и что – для других. Понять, что нужно вам, понять, что нужно другим, совместить это в поступке. Это уже, скорее, третья позиция, но без нее вы рискуете развить не активную, а пассивную вторую позицию, которая здравомыслящему человеку, в общем, ни к чему.
Именно на третьей позиции следует сфокусироваться и тому, кто страдает застенчивостью. К сожалению, развитие активной первой позиции per se довольно затруднительно, так как первые позиции в некоторой степени антагонистичны пассивной второй. Помимо хорошего понимания собственных желаний и потребностей, что само по себе не очень просто, для того, чтобы отфильтровать зависимость от окружающих, необходимо постоянно смотреть на все взаимодействия со стороны. Всякий раз, когда вы собираетесь что-то сделать, задавайте себе два вопроса:
- Этого хочу именно я?
- Я хочу именно этого?
И если вы сомневаетесь в положительном ответе хотя бы на один из этих вопросов, то что-то тут нечисто.
Вы удивитесь, как часто вас используют. Если это использование не стоит вам усилий и ресурсов, то беды в этом нет, все люди пользуются друг другом разными образами, но контроль должен принадлежать вам.
Застенчивость – очень полезное качество для члена стада, но здравомыслящему человеку оно мешает.
В общем, надо быть гибким. Перифразируя Макиавелли, скажу так:
Надо быть вежливым и заботливым, когда возможно, и надо быть наглым и эгоистичным, когда необходимо.
Я понимаю, что говорить легко, но и делать, если не лениться, тоже не чрезмерно сложно.